X Title

RSS - що це?

RSS — це засіб, за допомогою якого можна легко й швидко довідатися про появу нової інформації на сайтах.

Чи є на сайті RSS?

Якщо Ви бачите на сайті маленький жовтогарячий значок з буквами XML або RSS, значить під ним є посилання на RSS-файл.

RSS був розроблений творцями новинних сайтів для зручності їх відвідувачів, сьогодні, підписавшись на декілька RSS-потоків одночасно, можна легко відслідковувати безліч новинних Інтернет-ресурсів, нових повідомлень на форумах і в Інтернет-щоденниках, статтях і фотографіях, також одержувати інформацію про результати соціологічних і маркетингових досліджень і багато чого іншого.

Сучасні браузери й поштові клієнти вміють працювати з RSS-потоками, серед них Safari, Maxthon, Mozilla Firefox, Mozilla Thunderbird, Opera, Microsoft Internet Explorer (починаючи з версії 7.0).

Мир на сході України настане завдяки:

Мінським домовленностям

Повній перемозі України в АТО

Домовленностями між Президентами України і Росії

Затягнеться довгострокова війна

Інша думка

Проекти Прес-служба Фото/відео
18 серпн¤ 2019 23:24
10.11.2009

Выступление С.Гриневецкого на Конференции по безопасности и сотрудничеству в Черноморском регионе.

4-5 ноября 2009 года в Одессе состоялась Конференции по безопасности и сотрудничеству в Черноморском регионе, активное участие в организации которой принял «Украинский форум». Среди основных участников и организаторов - Посол, президент Фонда поддержки международного сотрудничества Украины, заместитель председателя Председателя "Украинского форума" Анатолий Зленко, народний депутат Украины, член Совета "Украинского форума" Сергей Гриневецкий. Предлагаем вашему вниманию выступление С.Гриневецкого на Конференции

Уважаемые господа!

 

   Прежде всего, я хотел бы приветствовать наших гостей. То, что наш город на протяжении последнего времени стал местом проведения нескольких представительных форумов, посвященных проблемам безопасности и сотрудничества в Черноморском регионе, я воспринимаю как признание той роли идейного, экономического и культурного центра, которую играет Одесса.

  Ситуация в регионе постоянно меняется и одной из важнейших задач, на наш взгляд, является выявление и  анализ новых тенденций, которые будут в обозримой перспективе оказывать существенное влияние на политику государств Причерноморья, а также поиск новых форм сотрудничества.

   Об этом свидетельствуют и события последних месяцев. Ключевой тенденцией этого периода, на мой взгляд, является появление в дополнение к существующим новых политических конфигураций. Важнейшей в этих раскладах по-прежнему остается энергетическая составляющая.

   Прежде всего, хотелось бы отметить некую глобальную парадигму, которая несомненно, будет определять характер отношений в Черноморском регионе. Речь идет об усилении координации ведущих экономик мира в борьбе с кризисом и постепенной трансформации «Большой двадцатки» в главный форум по международному экономическому сотрудничеству. Из шести государств региона четыре входят в состав G20 – Россия, Турция, а также Румыния и Болгария в качестве членов Европейского Союза.

    Это свидетельствует о значительном потенциале Причерноморья, его растущей роли в мировой экономике. Даже несмотря на то, что «Большая двадцатка» представляет собой довольно неоднородное  политическом отношении объединение государств, между которыми есть и будут противоречия, не стоит, тем не менее, недооценивать и ее влияние на ситуацию в регионе. Тем более, что «перезагрузка» в отношениях между США и Россией привела к уменьшению активности Соединенных Штатов в Причерноморье. 

    Кроме того, в последнее время, наметились тенденции к усилению влияния двух государств Причерноморья – Румынии и Турции. Только на протяжении сентября-октября были подписаны соглашения о стратегическом партнерстве Румынии с Азербайджаном и Польшей. И ключевым вопросом в отношениях этих стран был вопрос энергетической безопасности, транспортировки энергоносителей и диверсифицированности маршрутов поставок природного газа. В числе приоритетов энергетического сотрудничества - газопровод Nabucco, который как известно, рассматривается в качестве альтернативы поставкам российского газа в Европу и активно поддерживается Соединенными Штатами Америки. 

    Создание новых маршрутов транспортировки нефти и газа из Средней Азии и Прикаспийского региона существенно повышают и роль Турции. Достаточно вспомнить, что нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан мощностью до 1 миллиона баррелей нефти в день уже качественно изменил ситуацию на Кавказе. Азербайджан получил доступ к глубоководным портам Средиземноморья, а Грузия стала транзитной страной. По имеющимся данным, Государственная нефтяная компания Азербайджана (ГНКАР) намерена именно посредством Румынии расширить свою деятельность в странах Европейского союза.

   Характерно, что при этом ни Бухарест, ни Анкара не теряют интереса и к другим маршрутам транзита природного газа, в частности, к российскому проекту «Южный поток». Обсуждается также возможность участия Румынии в проекте газопровода "Белый поток", который, как предполагается, будет доставлять газ из Грузии в Европу в обход России. Усиливает позиции Бухареста и победа на выборах в Молдове политических силы, выступающих за более тесные румынско-молдавские отношения.

   Соперничество вокруг новых маршрутов в ближайшей перспективе станет определяющей темой межгосударственных отношений в Черноморском регионе. И, как мы видели на примере прошлогодней кавказской войны, далеко не всегда эти отношения решаются только путем дипломатических переговоров.

   Не стоит забывать, что вопрос о членстве в НАТО Украины и Грузии был во многом вызван как раз стремлением ослабить позиции России как энергетической державы. И хотя в обозримой перспективе говорить о членстве Украины в Североатлантическом Альянсе не приходится, это вовсе не означает, что вопрос окончательно снят с повестки дня.

   К сожалению, приходится также отметить, что новые политические и экономические альянсы складываются без участия Украины, которая стремительно теряет свои позиции в Причерноморье. Соответственно потеряла свое назначение и такая организации как ГУАМ, в деятельности которой важнейшую роль играла как раз энергетическая составляющая.

   Нельзя не упомянуть и о таком факторе, как внутренняя политическая нестабильность в государствах региона. Уже можно предположить, что предстоящие президентские выборы в Украине приведут к росту политической напряженности, усилят противостояние между отдельными регионами страны. Сегодня сложно предугадать, каким будет украинский внешнеполитический курс после выборов. Можно только отметить, что будущий Президент, кто бы им не стал, будет иметь мощную оппозицию и станет заложником политической и социально-экономической ситуации. Это в свою очередь приведет к тому, что внутренняя политика будет оказывать определяющее влияние на политику внешнюю, а в итоге ослабит позиции страны на международной арене. Мы должны быть готовы к развитию такого сценария.

   Вместе с тем, говоря о тенденциях, определяющих состояние сферы безопасности региона на ближайшее будущее, мы не должны забывать и об угрозах, имеющих постоянный характер – терроризме, нелегальной миграции, торговле оружием и наркотиками. Усиление соперничества за маршруты транзита энергоносителей неминуемо повышает потенциал конфликтности в регионе, а следовательно создает предпосылки для роста международной организованной преступности. 

  Какие выводы мы можем сделать исходя из существующей ситуации?

  Повышение роли «большой двадцатки» дает надежду на то, что глобальное сотрудничество, пусть даже на время, уступит место глобальному соперничеству. Для Украины это хороший шанс получить международные гарантии своей независимости и суверенитета и раз и навсегда снять вопрос о присоединении к тому или иному военно-политическому блоку.

   В этом году исполнилось 15 лет со дня подписания Будапештского меморандума. «О гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия».  Этим документом, как известно, ядерные государства гарантировали Украине военную и экономическую безопасность в обмен на ее ядерное разоружение, а также обязались воздерживаться от каких-либо форм давления на нашу страну.

  На наш взгляд, было бы целесообразно поднять вопрос о расширении гарантий Украине путем придания Будапештскому меморандуму силы международно-договорного, то есть обязывающего документа.  

  Повышение роли Турции и Румынии в регионе неминуемо ставит в повестку дня вопрос об усилении роли ОЧЭС, которая, при всех ее недостатках, является единственной региональной структурой, адекватно представляющей интересы всех стран региона и обладающей финансовой независимостью.

  Очевидно, что Украине необходимо перенести акцент в своей деятельности в Черноморском регионе с ГУАМ на Организацию Черноморского Экономического сотрудничества, которая, на наш взгляд, может стать геостратегическим партнером Европейского Союза в Причерноморье. Тем более, что именно в рамках ОЧЭС можно реализовать проекты, направленные на развитие транзитного потенциала нашей страны. Для примера можно вспомнить проект радиального транспортного коридора вокруг Черного моря.

  Именно Украина является тем недостающим звеном, включение которого в многостороннее неформальное взаимодействие, будет способно оживить черноморское сотрудничество, возобновить отношения доверия между странами Причерноморья, найти приемлемый баланс интересов в регионе.

   Фактором, стимулирующим сотрудничество, могла бы стать реализация серьезных инвестиционных проектов в регионе. Среди них стоит выделить два важнейших – это зимняя Олимпиада в Сочи в 2014 году и Евро-2012. Правда, проект Государственного бюджета Украины на 2010 год и меры украинских властей по подготовке к Евро-2012 оставляют желать лучшего, поскольку практически не затрагивают вопросы развития причерноморских регионов страны. Исключением из этого правила является разве что решение Кабинета Министров Украины увеличить финансирование работ на судоходном канале Дунай-Черное море.

   Наконец, мы должны более прагматично подойти к вопросу о нахождении российского Черноморского флота в Крыму. Эта проблема сегодня крайне политизирована и ее решение касается не только двусторонних украинско-российских отношений. 

     Однако, если взглянуть на нее с точки зрения региональной безопасности, то придется признать, что в условиях роста угроз со стороны международного терроризма и международной преступности, Черноморский флот во многом играет роль стабилизирующего фактора. И поэтому необходимо найти адекватное и справедливое решение данной проблемы с учетом не только интересов Украины и России, но и других государств региона.

Версія для друку