X Title

RSS - що це?

RSS — це засіб, за допомогою якого можна легко й швидко довідатися про появу нової інформації на сайтах.

Чи є на сайті RSS?

Якщо Ви бачите на сайті маленький жовтогарячий значок з буквами XML або RSS, значить під ним є посилання на RSS-файл.

RSS був розроблений творцями новинних сайтів для зручності їх відвідувачів, сьогодні, підписавшись на декілька RSS-потоків одночасно, можна легко відслідковувати безліч новинних Інтернет-ресурсів, нових повідомлень на форумах і в Інтернет-щоденниках, статтях і фотографіях, також одержувати інформацію про результати соціологічних і маркетингових досліджень і багато чого іншого.

Сучасні браузери й поштові клієнти вміють працювати з RSS-потоками, серед них Safari, Maxthon, Mozilla Firefox, Mozilla Thunderbird, Opera, Microsoft Internet Explorer (починаючи з версії 7.0).

Мир на сході України настане завдяки:

Мінським домовленностям

Повній перемозі України в АТО

Домовленностями між Президентами України і Росії

Затягнеться довгострокова війна

Інша думка

Проекти Прес-служба Фото/відео
21 вересн¤ 2020 5:13
21.02.2013

Украинцы в России

Русская культура и история - чужие они для Украины или нет? Ответ на этот вопрос академик Национальной академии наук, директор Института археологии НАНУ Петр Толочко ищет в своем новом исследовании "Украинцы в России". Сегодня мы начинаем публикацию работы Петра Петровича, которая, без сомнения, вызовет большой интерес у всех читателей еженедельника "2000".

Предисловие После обретения государственной независимости в исторических исследованиях Украины обозначилась тенденция так называемого нового прочтения нашего прошлого. Особенно того, которое было общим с Россией. В том не было бы ничего дурного, если бы это прочтение не свелось к банальной перелицовке истории и не принадлежало преимущественно тем же людям, которые являются авторами и старого прочтения. В этом легко убедиться, взяв в библиотеках их кандидатские и докторские диссертации или публикации, вышедшие до 1991 г. Тогда они славили вечную и нерушимую дружбу двух братских народов, теперь оплакивают горькую долю украинского, будто бы в продолжение веков притесняемого и унижаемого русскими. То, что совсем еще недавно считалось общим, теперь объявляется чужим. Правда, не обходится и без курьезов. Нередко чужое выдается за свое, а свое бездумно отдается другим. Совершенно не поддаются разумному объяснению утверждения прозревших историков, что история Российской империи и Советского Союза - это не наша история, что Украина в ней была не субъектом, а объектом. Совершенно бесправным и угнетенным. По существу колонией. Переяславская рада - не наш выбор. Социализм в Украину принесли на штыках московские большевики. Они же устроили бедным украинцам голодомор в 1932-1933 гг. Великая Отечественная война тоже не наша. Да и не Отечественная она вовсе, а советско-германская, или война Гитлера со Сталиным. Но как же можно утверждать, что все это не наша история? Как можно говорить о колониальном статусе Украины? Где еще представители угнетенной нации становились канцлерами, министрами, сенаторами, генеральными секретарями и другими высокопоставленными чиновниками метрополии? Сказанное никак не вяжется с колониальным статусом. Его не могло быть хотя бы потому, что российская общественная мысль не считала малороссов отдельным от русских народом. Разумеется, участие просвещенных украинцев в созидании Российской империи и Советского Союза не обязывает нас к их идеализации. В этих государственных образованиях было не только хорошее, но и уродливое, но если быть честными и порядочными, то необходимо разделить с русскими ответственность и за их несовершенство. Еще более существенным представляется вклад украинцев в формирование русской культуры. Известно, сколь авторитетной в славянском мире была Киево- Могилянская академия. Ее воспитанники, позже известные ученые, внесли огромный вклад в развитие русской культуры. Процесс интеграции в нее украинских интеллектуалов, начавшийся со времени вхождения Украины в состав России (и даже еще раньше) и продолжавшийся вплоть до развала Советского Союза в 1991 г., был столь органичным и глубоким, что сегодня совершенно невозможно, без оскорбления памяти наших знаменитых пращуров, разнести их по национальным квартирам. При внимательном изучении прошлого окажется, что даже русский язык, являющийся ныне яблоком раздора между "сознательными" и "несознательными" украинцами, нам не чужой. А тем более не иностранный, до чего додумалось образовательное ведомство в "оранжевое" безвременье. Не говоря уже о том, что он родной для 8,5 млн. русскоэтничных граждан Украины, так еще и создавался украинцами. В XVII - первой половине XVIII в. почти исключительно ими, в ХIХ и ХХ вв. - в том числе ими. По признанию известного российского ученого-языковеда С.Н.Трубецкого, уже при патриархе Никоне "киевская редакция церковнославянского языка вытеснила московскую в богослужебных книгах... Так что тот церковнославянский язык, который послужил основанием для "славяно-российского" литературного языка петровской и послепетровской эпохи, является именно церковнославянский язык киевской редакции". Можно дискутировать относительно того, стоит ли русский язык непременно уравнивать в правах с украинским? Как более распространенный и доступный для усвоения, да к тому же обладающий статусом международного, он может потеснить украинский. Разумеется, это было бы неприемлемо. Но сделать его официальным языком на региональном уровне, обеспечить функционирование в полном соответствии с потребностями русскоэтничных граждан Украины и с украинской же Конституцией не только можно, но и жизненно необходимо. Это в интересах всей страны. Мне совершенно непонятна национально-патриотическая истерия вокруг принятого Верховной Радой закона "Про засади державної мовної політики". Он целиком отвечает европейской языковой хартии. Ни государственным, ни официальным русский язык в нем не объявлен. Получил статус регионального наряду с другими языками национальных меньшинств. Чем это угрожает государственному статусу украинского языка, а тем более единству и суверенности Украины, о чем неустанно твердят националисты, одному Богу известно. Совершенно невероятные вещи происходят в Украине и в области исследования этнической истории. Здесь нашли благодатное поле для заявления своей патриотической преданности не только люди, ничего в этой проблеме не смыслящие, но и откровенные расисты. Недавно даже сняли фильм, в котором поведали миру, что на основании ДНК неоспоримо доказывается чистота и исконная европейскость украинцев. Правда, так и не сказали, ДНК кого из националистов послужил эталоном для сравнений. Не напоминает ли это времена бесноватого фюрера, приказывавшего определять немецкую арийскость при помощи измерения формы черепов штангенциркулем? К чему привели поиски арийской исключительности, всем известно. И чем закончил их вдохновитель - тоже. Должен сказать, что ни биология, ни антропология не имеют никакого отношения к культурной этноидентификации. Ибо если мы на основании их будем определять истинных украинцев, тогда окажется, что многие выдающиеся деятели, которые вошли во все энциклопедии и справочники как украинские, не окажутся таковыми. Среди них будут: П.Могила, В.Баранович, И.Гизель, Н.Бантыш-Каменский, И.Мартос, Н.Гоголь, М.Драгоманов, В.Антонович, В.Липинский, С.Ефремов и многие другие. Не выдержат тест на истинную украинскость В.Кочубей, И.Выговский, И.Мазепа, С.Петлюра, П.Скоропадский и, страшно сказать, даже Д.Донцов - идеолог украинского интегрального национализма. С аналогичными трудностями в определении своей этничности по крови столкнутся и многие современные национал-патриоты, особенно те, у кого фамилии оканчиваются на -ов и -ова или вообще не являются славянскими (Фарион, Матиос). Но это же абсурд какой-то! Цивилизованная Европа, куда мы неодолимо стремимся, такой дурью не мается. Принадлежность к тому или иному народу там определяется не составом крови или формой черепа, а интегрированностью в культуру в самом широком смысле этого определения. А еще тем, кем человек себя осознает. Говорят, что время романтического восприятия Украиной России и наоборот - как стран и народов, имеющих тысячелетнюю общую историю, безвозвратно ушло в прошлое. Теперь мы должны строить наши отношения на основании жесткого рыночного прагматизма. Возможно, это и так. Но можем ли мы абстрагироваться от того факта, что нынешние украинцы на добрую треть состоят из русских, а русские на такую же треть - из украинцев? И можем ли не принимать в расчет, что эти люди связаны кровным родством со своими сородичами в обеих странах? Выдающемуся русскому историографу Н.М.Карамзину принадлежит изумительная фраза, что "Родина мила нам не местными красотами, но пленительными воспоминаниями". Сегодня "местные красоты" у каждой из наших стран свои, но "пленительные воспоминания" - все равно общие. Я предлагаю читателям предаться- вместе с автором- этим воспоминаниям. Давно уже не тешу себя иллюзиями, что они способны изменить нашу нынешнюю и будущую жизнь, но по-прежнему надеюсь, что уменьшат число хулителей нашего общего с русскими прошлого.Версія для друку

Джерело: Еженедельник 2000 No7, 15-21 февраля 2013