X Title

RSS - що це?

RSS — це засіб, за допомогою якого можна легко й швидко довідатися про появу нової інформації на сайтах.

Чи є на сайті RSS?

Якщо Ви бачите на сайті маленький жовтогарячий значок з буквами XML або RSS, значить під ним є посилання на RSS-файл.

RSS був розроблений творцями новинних сайтів для зручності їх відвідувачів, сьогодні, підписавшись на декілька RSS-потоків одночасно, можна легко відслідковувати безліч новинних Інтернет-ресурсів, нових повідомлень на форумах і в Інтернет-щоденниках, статтях і фотографіях, також одержувати інформацію про результати соціологічних і маркетингових досліджень і багато чого іншого.

Сучасні браузери й поштові клієнти вміють працювати з RSS-потоками, серед них Safari, Maxthon, Mozilla Firefox, Mozilla Thunderbird, Opera, Microsoft Internet Explorer (починаючи з версії 7.0).

Мир на сході України настане завдяки:

Мінським домовленностям

Повній перемозі України в АТО

Домовленностями між Президентами України і Росії

Затягнеться довгострокова війна

Інша думка

Проекти Прес-служба Фото/відео
26 вересн¤ 2020 21:30
04.07.2014

Правильна енергетика працює на енергії громадян

Валентин СИМОНЕНКО, Заступник Голови «Українського форуму»,доктор екон. наук, профессор, Герой України

Очередная битва за власть, начатая в ноябре прошлого года, проходит свои этапы: ушел в безвозвратное прошлое старый президент, в бегах его ближайшее окружение — гранды высших эшелонов бывшей власти, избран новый президент, впереди внеочередные выборы в Верховную Раду.

Создается впечатление, что процесс, запущенный в конце осени прошлого года, идет по хорошо продуманному, умело отрежиссированному, многократно проверенному в ряде стран сценарию. Но итоги семимесячной битвы за власть говорят о том, что авторы и постановщики ее не погрузились в толщу проблем нашей страны, положив в основу действий рекомендации и технологии, изложенные в книге «Государственный переворот. Практическое пособие». Автор ее — гражданин США Эдвард Люттвак, всемирно известный специалист по военной стратегии и геополитике.

Сценаристы и режиссеры не до конца учли мощь и глубину разногласий олигархических кланов «прозападной» и «пророссийской» ориентации. Не были взвешены интересы всех игроков-тяжеловесов глобальной мировой политики — США, Евросоюза, России. Но главное забыли об основном носителе власти — народе Украины.

В итоге потеряна часть страны, в другой, самой густонаселенной, идет настоящая война. Экономическое и финансовое положение державы находится в неустойчивом равновесии между лавинообразным обвалом и элементарным выживанием. Петля бедности и обнищания затягивается на большей части ее населения.

И в это судьбоносное для государства время в докладах министра финансов А. В. Шлапака и премьер-министра А. П. Яценюка, прозвучавших в ВР при обсуждении итогов 2013 г. и ста дней работы нового Кабинета Министров, ключевые вопросы экономического развития сводятся в основном к трем позициям («виноваты попередники», «покращення» будет, но не сейчас, «Запад нам поможет») и декларации о намерениях борьбы с коррупцией. Невольно возникает вопрос: неужели все опять повторится сначала?

Блеф во имя спасения!

После тревожных, непредсказуемых дней безвластья, когда старая власть внезапно канула в Лету, страна вздохнула с облегчением и надеждой. Верховная Рада избрала новый состав исполнительной власти, от которой общество ожидало прежде всего честности, профессионализма, транспарентности в действиях; решения ключевых проблем, обеспечивающих единство и целостность страны: возрождение экономического роста, налаживание системы государственного управления и регулирования.

Но все ожидания были поставлены под глубокое сомнение уже после первых официальных выступлений премьер-министра и министра финансов. Вместо глубокого анализа тяжелейшего экономического, социального, политического положения с определением болевых точек, конкретных действий по их решению правительство занялось поиском компромата и обличением действий предшественников. В ход идут некорректные обобщения, неаргументированные выводы, расплывчатые пояснения экономического и социального кризиса. И если в дни революционных событий их можно было принять за определенную смелость, то сейчас они становятся штампом, своеобразной индульгенцией от бездействия и непрофессионализма правительственной команды.

Процитирую некоторые обобщения: «Государство доведено до грани банкротства», «Государственная казна разграблена», «Совокупный внешний долг. около 80% ВВП», «Миллиардные задолженности по зарплате, социальным выплатам».

Это было началом «углубленного» и «непредвзятого» анализа социально-экономического состояния страны. Прошло сто дней работы нового правительства, оценки стали еще жестче. «Украинская экономика — умирающий организм», «На казначейском счету ноль», «Казна пуста, бюджет разграблен. платить нечем ни по внешнему, ни по внутреннему государственному долгу», «Отсутствуют деньги на выплату заработной платы, пенсий», «В экономической сфере это ужасное слово — дефолт».

Все это говорится с высоких трибун, от имени Кабинета Министров, тиражируется средствами массовой информации как в нашей стране, так и за рубежом.

Безусловно, экономическое, финансовое, социальное состояние страны тяжелейшее, не говоря уж о политической составляющей. Итоги деятельности бывшего правительства более чем неудовлетворительны и печальны, его действия были недальновидны, а порой циничны. Это бесспорно. Но есть одно НО: все ли так катастрофично и плохо было и есть в экономической, финансовой и социальной сферах? Отвечу сразу:анализ данных официальной госстатистики, Нацбанка, Минфина (времен нового правительства) говорит о том, что растиражированные выводы и оценки полуправда, а в ряде случаев ложь, продукт митинговой риторики, своеобразная «подушка безопасности» для руководства нового КМ на будущий период, подготовка общества ко второй волне шоковой терапии.

Что касается определений и оценок «разворовали», «разграбили», то, объективно оценивая эти процессы за 23 года независимости, с уверенностью можно констатировать: все эти годы страну грабили и разворовывали. И чем выше государственный статус индивидуума, чем теснее связь бизнеса и власти, тем больше «успеха». Это, если хотите, наш крест, наше проклятие — как «энергетическое проклятие» для России, военные хунты для стран Латинской Америки. Обличительными речами, декларациями о намерениях этого не остановить. Нужен качественно иной подход к решению этой проблемы. И он должен начинаться решительным отказом от лжи и реальной оценкой экономического наследия предшественников.

Об экономическом наследии ушедшего в отставку, вернее — разбежавшегося правительства можно судить, проанализировав итоги 2013 г. Номинальный валовой внутренний продукт за 2013 г. сократился на 0,3% и составил 1454,9 млрд. грн., реальный ВВП остался на уровне 2012 г. при падении деловой активности большинства видов экономической деятельности, особенно экспортно ориентированных. Существенный рост объемов производства был только в сельском хозяйстве — 13,7% (при падении в 2012 г. на 4,5%), росли объемы продукции и в растениеводстве, и в животноводстве.

Индекс потребительских цен (инфляция) составил 100,5%, в производственной сфере 101,7% — самые низкие показатели за все годы. Относительно социальной сферы, которая касается каждого гражданина, то: среднемесячная номинальная заработная плата за год увеличилась — на 239 грн. (7,9 %), реальная заработная плата — на 8,2 %; минимальная заработная плата и прожиточный минимум выросли и на 1 января 2014 г. составили соответственно 1 218 и 1 176 грн.

Рост реальной заработной платы способствовал повышению внутреннего спроса, розничный товарооборот вырос на 9,5% по сравнению с 2012 г. В течение года устойчиво росли депозиты в национальной валюте и кредитование. Так, объем депозитов за год увеличился на 31,6%, а кредитование экономики выросло на 11,9%.

Что касается выполнения государственного бюджета 2013 г., то он не выполнен ни по доходной, ни по расходной части. Не достигнуты и запланированные макроэкономические показатели, на которых базировался бюджет. Да, это проблема, но не экстраординарное явление в экономической, финансовой и социальной жизни страны и тем более не катастрофа. К сожалению, могу ответственно и убежденно констатировать, что за 23 года нашей независимости все годовые госбюджеты Украины не были выполнены ни как закон, ни как государственный финансовый план. То же положение и с годовыми макроэкономическими показателями.

Убежден, что такая же участь постигнет и бюджет 2014 г. Основная причина в том, что госбюджет — это концентрированное выражение экономической и финансовой политики в государстве, а ее нет у нас и в ближайшее время, судя по нынешним действиям руководства исполнительных властей, не будет. С умирающим организмом украинской экономики немного прояснилось, диагноз поставлен хлестко, но он не соответствует действительности.

«Государственная казна разграблена», «На едином казначейском счету ноль» — вещают с высоких правительственных трибун и премьер-министр, и министр финансов. Интересно, на кого рассчитана эта лукавая информация или дезинформация? Ведь средства на едином казначейском счету находятся в постоянном движении и системно фиксируются. Эта информация достаточно доступна для интересующихся, более того, она отражена в официальной статистике, данных Минфина и казначейства. Да, в течение месяца на счету бывает от мизерных сумм до десятков миллиардов гривен. Но важен баланс поступлений и платежей на конец определенного периода.

Приведу ряд данных: на едином казначейском счету на 31.12.12 было 458,1 млн. грн., на 31.12.13 — 1 млрд. 739 млн. грн. Достаточно небольшое количество средств на конец года на казначейских счетах естественное явление, с учетом того, что все годовые социальные выплаты (зарплаты, пенсии и др.) были выплачены в полном объеме. Это общепринятая практика. На период прихода к власти ныне действующего правительства картина была такой: на едином казначейском счету на 28.02.2014 было 3 млрд. 589 млн. грн., при этом все социальные выплаты января — февраля 2014 г. были произведены. Более того, в последние дни февраля казначейством было оплачено около 2 млрд. грн. и 60 млн. долл. США по обслуживанию ОВГЗ Минфина и евробондам.

Задайте себе вопрос: как охарактеризовать ситуацию, когда в официальных документах указаны миллиарды гривен, а государственные деятели говорят, что это нули?

Ответ правильный — ложью.

Подобный ответ неизбежен и логичен относительно высказываний премьер-министра и положений Программы деятельности Кабинета Министров Украины: «Сохраняются миллиардные задолженности по зарплатам, социальным выплатам и помощи». Я уже отмечал, что все обязательства государства по социальным выплатам и помощи, предусмотренные в госбюджете, выполнены по итогам 2013 г. и за два месяца текущего года в полном объеме.

Кстати, об этом говорил и министр финансов Шлапак в Верховной Раде: «В чем нет претензий к прошлому правительству — все социальные дотации, которые положено было выплатить людям в прошлом году, были выплачены, и дотации выравнивания, и дополнительные дотации».

Но акцентированная дезинформация постоянно повторяется как премьер-министром, так и министром социальной политики — вопреки реалиям и официальной статистике.

На конец 2013 г. задолженность по выплате заработной платы исчислялась не миллиардами, а составляла 808,2 млн. грн., сократившись за прошедший год на 9,6%.

Напомню г-же министру Денисовой, что миллиардными были задолженности в бытность ее министром труда и социальной политики. Так, в 2008 г. задолженность по выплате зарплаты составляла 1 млрд. 188,7 млн. грн., в 2009 г. — 1 млрд. 473,3 млн. грн., и сегодня, по итогам первого квартала 2014 г., вновь перевалила за миллиард гривен — 1 млрд. 125,7 млн. грн. К глубокому сожалению, это только начало возвращения к миллиардным задолженностям. Происходящие процессы требуют от политиков и госуправленцев высшего эшелона власти прежде всего ответственности за слова, правды о реальном положении дел в экономике и социальной сфере, конкретных и прозрачных действий по решению проблем и вопросов. Но факты говорят об обратном, вновь мы слышим безответственную и обличительную песню о «попередниках». Да, на волне негатива можно всплыть, оказаться на гребне власти, но долго «плавать» в ней еще никому не удавалось. «Ложь во имя спасения, — писал известный поэт Евгений Евтушенко, — истина трусов».

Дефолт собственными руками

Назначение Валерии Гонтаревой главой Нацбанка может служить зловещим предзнаменованием — например, грядущего массового банкротства коммерческих банков // УКРИНФОРМ

Ключевые слова и определения в докладах и выступлениях руководства исполнительной власти, характеризующие финансовое и внешнеэкономическое положение страны: «дефолт», «платить нечем», «совокупный внешний долг.», «золотовалютный запас разграблен». Они тиражируются и интернетом, и телевидением, в газетах, по радио и невольно ассоциируются с культовой фразой: «Все пропало». Но страна живет и будет жить. Фактически в экономической и финансовой сферах далеко не все так однозначно. По официальным данным Нацбанка и Минфина: общий объем государственного и гарантированного государством долга в 2013 г. вырос на 13,4%, при этом внутренний долг увеличился, а внешний уменьшился. Но, и это главное при оценки возможности дефолта, основной показатель долговой безопасности (отношение государственного и гарантированного государством долга к ВВП) составил 40,2% и не превысил граничного критерия, установленного законом, — 60%.

Золотовалютные резервы страны в 2013 г. уменьшились на 4 млрд. 130,5 млн. долл. и на 01.01.2014 составили 20 млрд. 415,7 млн. долл. Так о каких «разбазаренных 20 млрд. долл. золотовалютных резервов» говорит г-н Яценюк в докладе в Верховной Раде, не упоминая при этом, что золотовалютный запас страны только за март — апрель уменьшился еще на 1 млрд. 236 млн. долл.

Говорить о дефолте (государство признает себя банкротом) при приведенных объемах золотовалютного запаса и реального государственного и гарантированного государством долга (даже с учетом возросших нагрузок в 2014 г. по его обслуживанию и погашению) безответственно, это свидетельствует о незнании истинного положения дел, неумении принимать конкретные решения в сложных ситуациях. Это значит творить дефолт собственными руками.

Безусловно, финансовое и экономическое состояние страны крайне тяжелое, нагрузка на госбюджет по обслуживанию и погашению госдолга возросла с 27,6% (в 2013 г.) до 35,5% (в 2014 г.) от доходной части бюджета и требует незамедлительных, конкретных и скоординированных действий всех государственных финансовых структур, бизнеса.

Необходимо разработать краткосрочный и долгосрочный планы действий по возрождению экономики и немедленно начать его выполнение. Стержнем его должна стать не пресловутая стабилизация, а развитие экономики. Резервы в стране есть, их больше чем достаточно. Это и теневая экономика, объемы которой доходят до 45—50% официальной. Не в полной мере используются возможности агропромышленного комплекса, транзитного потенциала страны и ряд других факторов. Но главное, на мой взгляд, необходимо в первую очередь создать возможности для реализации практически неограниченного человеческого потенциала, расконсервировать его, разорвав удавку бедности.

Но, судя по Программе действий правительства, по ее приоритетам, где из 23 заданий только шесть (с натяжкой) можно отнести к экономическим вопросам, по ходу ее реализации, путь выбран иной. Его вектор четко обозначен в заявлении г-на Яценюка: «Украина выполнит все условия Международного валютного фонда для получения кредита по той простой причине, что у нас нет другого выбора — государственная казна пуста».

Сказанное услышали прежде всего мировые финансовые структуры, которые (конечно, с чисто «альтруистических» побуждений) предлагают кредиты и помощь, но под свои условия, которые мы обязаны будем выполнять. Показательно, что одновременно произошел бум распродажи суверенных евробондов Украины на мировых финансовых рынках, доходность которых взметнулась до исторически рекордных уровней. И за все это придется платить нам, налогоплательщикам.

Самые первые последствия выбранного пути уже налицо: Нацбанк, выполняя требования МВФ, перешел к плавающему валютному курсу, уверяя и убеждая всех, что курс будет не более 10,5 грн. за доллар США с дальнейшей стабилизацией до уровня менее 10 грн. Но опять просчитались, не прошло и нескольких дней, как курс доллара спокойно пересек отметку 11 грн., а затем и 12 грн. за 1 долл. И это несмотря на все заверения министра финансов и руководства Нацбанка в том, что в новый Госбюджет Украины заложен курс 10 грн. за 1 долл., который отвечает текущим реалиям.

Падение курса гривни бумерангом ударило по социальной сфере и уровню жизни. Цены на импортные товары поднялись на 50—60%, импортные лекарства подорожали вдвое, бензин — на 25%, неуклонно начали расти цены и на украинские товары.Официальный уровень инфляции за 5 месяцев текущего года составил 10,5%.

Результаты первого шага на избранном пути не остановили правительство и, по его предложению, под диктовку Международного валютного фонда Верховная Рада приняла пакет антикризисных мер. Без этого, как объяснил премьер-министр, стране никто не даст новых кредитов.

Пакет антикризисных законов предусматривает меры по:

• поднятию тарифов на газ и тепло для населения на 40—50%;

• замораживанию и без того мизерной минимальной заработной платы и прожиточного минимума;

• введению налога на проценты по депозитам и увеличению акциза на табак и алкоголь;

• уменьшению пенсий госслужащим;

• уменьшению пособий при рождении ребенка.

Это далеко не полный перечень так называемых антикризисных мер. Многие из них являются базой при определении размера ряда социальных выплат. Так, прожиточный минимум является основой для расчета практически всех социальных выплат, и его замораживание означает, что в этом году останутся неизменными размеры помощи малообеспеченным семьям, инвалидам с детства, а также размеры различных пособий и надбавок к пенсиям. И все это при неуклонно растущей дороговизне на все.

За полученные кредиты должны расплатиться и выдержать всю тяжесть «антикризисных мер» рядовые граждане — таковы условия их получения. Удавка бедности накинута на 70% населения и продолжает затягиваться, что автоматически повлечет за собой снижение спроса на внутреннем рынке, окончательно загубит отечественного товаропроизводителя. О последствиях никто не задумывается.

Но это еще не конец. В ближайшее время страну ждет новый, расширенный пакет условий кредиторов и «антикризисных мер». В нем, безусловно, будут и меры по ужесточению кредитно-денежной политики, и массовое банкротство банков (без решения проблем вкладчиков), и уменьшение оплаты труда, и сокращение рабочих мест в госсекторе, и сокращение количества школ, вузов и соответственно сокращение рабочих мест для профессорско-преподавательского состава, учителей. То же будет и в медицинском обслуживании и в других социальных сферах. Нет сомнений, что все эти меры будут приняты и выполнены Кабинетом Министров под давлением и четким руководством МВФ и других кредиторов, якобы спасающих нашу страну от дефолта и разрухи.

Подобная политика — это не спасение экономики Украины, не путь развития, а перевод страны на сценарий выживания, вечной борьбы за стабилизацию.Для населения — это путь погружения в экономическую депрессию, консервация громадного человеческого потенциала. О последствиях подобной экономической политики неоднократно, профессионально, аргументированно, на конкретных примерах идет речь во многих статьях и расчетах у нас в стране. Работы экономистов с мировым именем говорят о том же. Напомню: Джозеф Стиглиц: «Крутое пике. Америка и новый экономический порядок»; Стивен Хайат: «Игры экономических убийц»; Наоми Кляйн: «Доктрина шока. Расцвет капитализма катастроф» и другие. Знает ли об этом власть? Убежден, что да. Изменит ли курс ныне действующее правительство? Безусловно, нет. Сценарием трагических событий последних семи месяцев это не предусмотрено. Фраза «кто платит, тот и девушку танцует» в нашей стране реализуется на практике.

Возвращение «смотрящих»

В борьбе и битвах за «булаву» во всех странах победители получают право на власть, от которой зависят все процессы, происходящие в государствах. И какими бы благими намерениями ни выстилалась дорога к власти, ее суть состоит в праве пользоваться, управлять и распоряжаться ресурсами (в Украине их более чем достаточно). Ключевое звено в этом процессе — кто от имени власти будет принимать стратегические решения и где находится центр принятия решений. Если решения направлены на благо единственного легитимного источника власти — народа, то он, безусловно, должен находиться в своей стране. Таков международный опыт, логика построения эффективного государства.

Но, как показывает практика управления у нас, в течение вот уже пяти месяцев все стратегические решения принимались извне. Ни один закон, ни один вопрос экономической направленности не принимался без указания, одобрения и согласования с чиновниками Международного валютного фонда либо Евросоюза. К глубокому сожалению, это относится и к политическим, и к военным вопросам. И это при том, что суверенитет — это прежде всего динамически развивающаяся экономика по законам и нормам, выработанным и принятым в своей стране. На мой взгляд, это и есть де-факто процесс размывания суверенитета нашей державы.

В контексте сказанного приведу слова Арсения Яценюка из его статьи «Новый курс для Украины» в бытность его лидером «Фронту змін»: «Украина не состоялась как суверенное государство. Суверенному государству не рассказывают, к кому присоединиться. Суверенному государству не пишут письма, в которых объясняют, как нужно себя вести. Суверенному государству не дают указаний ни с Запада, ни с Востока. Суверенное государство не приемлет подачек. Самое важное — стать у руля украинского государства».

Волей случая, стечением обстоятельств и реализацией намеченного сценария свершилось «самое главное» — руль украинского государства в руках жаждущих.

И что на практике? Слова остались словами, конкретные дела решаются с точностью до наоборот сказанному.

Указаний и решений извне Украине уже мало, считают на Западе, и по «решению» Кабинета Министров вводится институт «смотрящих» (опыт и терминология прошлого правительства), состоящих, по утверждению премьер-министра, из профессионалов, консультантов и аналитиков из Евросоюза, которые с министрами будут решать ключевые вопросы европейской интеграции.

На практике, с учетом того, что руководители нынешнего правительства в основном политические фигуры, а не профессионалы, а также учитывая их постоянную занятость, важные решения будут принимать «смотрящие» от Евросоюза. Министры будут только подписывать и озвучивать их решения. Но главное в том, что путь заимствования и насаждения результатов европейского развития не даст ожидаемого эффекта. Причина в том, что результаты развития на Западе достигнуты эволюционным путем, а наше правительство под диктовку извне делает попытку достичь их посредством административных решений. На мой взгляд, это тупиковый путь.

Жить по-новому — это прежде всего создать в нашем государстве систему и механизмы адаптации и реализации всего лучшего, что есть в других странах, для устойчивого развития. Главной движущей силой должна стать энергия граждан. Но для этого они должны жить по правде, знать правду об истинном положении всех процессов, происходящих в государстве, прежде всего в экономике. Помнить, что ложь — есть мать всех пороков. С этого надо начинать.

Одновременно необходимо разорвать петлю бедности, накинутую на подавляющее большинство населения. Перенести основное бремя платежно-долговых обязательств, наполнение госбюджета с населения на крупные финансово-промышленные группы — олигархию государства. Тем самым повысить спрос домохозяйств, рост занятости населения, расконсервировать потенциальные возможности громадного человеческого капитала.

Отрегулировать и наладить систему госуправления всех процессов, происходящих в стране. Вектор усилий должен быть направлен на создание эффективно работающего правительства. От декларации борьбы с коррупцией перейти к конкретным действиям, разрубить гордиев узел теневой экономики, понятия власти как самого прибыльного бизнеса и коренным образом поменять систему подбора кадров, кадровую политику. Патриотизм и порядочность, безусловно, необходимые качества для работников госуправления, но явно недостаточны. Нужны еще и глубокий профессионализм, умение сделать конкретное дело, результативность в управлении. А еще — созидатели с незапятнанной репутацией.

Политика в государстве должна быть исключительно проукраинской, а для этого Украине надо перестать быть «девушкой, которую танцуют заплатившие». К решению этих основополагающих, жизненно важных вопросов необходимо приступать немедленно.

Время не ждет — «это топор, занесенный над всеми нами».

Джерело:http://www.2000.ua/v-nomere/forum/puls/pravilnaja-energetika-rabotaet-na-energii-grazhdan.htm Версія для друку